Филиппины, часть 1: Манила - Себу - Панглао - Бохол

Февраль - март 2024 года

Филиппинское Мабухааай (Добро пожаловать!) прямо-таки ласкает русскоязычное ухо, как приглашение к столу. А если учесть, что местный ром стоит каких-то 150 рублей, приглашение превращается в прямой призыв)) И мы на него откликнулись - едем на Филиппины!

Конечно, решение пришло не из желания Ма-бухать)) Мы просто соскучились по теплу, солнышку и ласковому морю, которого недобрали в ЮАР. Хотелось нырнуть и раствориться. Поэтому - Филиппины, не очень изъезженное нашими путешественниками, да другими тоже (по причине удаленности) направление. Сердце покорили фото с девственными островами, бирюзовой водичкой и морскими звездами.

Маршрут (ох много пришлось пересадок делать по причине усложнившейся логистики из РФ!)...

Туда: Москва - Пекин - Гонконг - Манила (это основной перелет)

Далее, по Филиппинам: Манила - Боракай - Себу - Панглао - Бохол - Палаван - Себу

Обратный путь: Себу - Манила - Гонконг (там мы провели день) - Пекин - Москва.

Вот так все сложненько. Но нет препятствий на пути к мечте! И мы ее осуществили. 11 перелетов, 6 островов, куча намотанных на разных видах транспорта и пешком километров. Оно того стоило: количество впечатлений многократно превосходит объем затраченных сил и средств.

После подсчетов оказалось, что Филиппины нам обошлись почти во столько же, во сколько Таиланд год назад. Мы уложились в 400 тысяч рублей на двоих. Никто не верит. Это - со всеми 11 перелетами, проживанием в неплохих отелях (один "Савой" на Боракае чего стоит!), посещением всех задуманных мест и вкусным питанием. Скажу честно: мы не экономили. В путешествиях вообще нет смысла включать жабу, иначе ничего, кроме плохого осадка, не получишь. Просто стоит грамотно распределять средства.

Еще раз напоминаю: могу рассказать, как это сделать: получить максимум удовольствия от путешествия, не оставшись без штанов. Кнопка "Тревел-консультация" - на главной странице вверху и внизу.

Бюджет подробно расписывать не буду, некоторые цены укажу по ходу повествования. Скажу лишь, что основной перелет от Москвы до Манилы и обратно, начиная с Себу, обошелся нам в 140 тысяч рублей на двоих.

Итак, погнали!

Да - фотоальбом уже готов!

А еще краткие видеообзоры путешествия:

От Москвы до Манилы

Заранее мы бронировали основные перелеты, отель в Маниле на первую ночь (вернее, не отель, а апартаменты в кондоминиуме); перелет до острова Боракай (точнее, аэропорт находится на соседнем острове Катиклан) и отель на Боракае. В основном бронировали через Trip.com, который принимает наши карты. Очень приятный и ответственный сервис, рекомендую. Помог нам, когда мы оспаривали номер в одном из отелей. Но об этом позже.

Отель на Боракае бронировали с песнями и плясками (в смысле, изворачивались, как могли). Мы нашли очень достойный вариант на "Агоде", но она больше не работает с Россией. Поэтому пришлось подключать знакомых с иностранной картой, которые любезно помогли нам с бронью. Очень уж хотелось в четырехзвездочный "Савой", в номер с видом на океан. За 5300 рублей (!) за ночь. У нас сейчас за такие деньги мало где поживешь))

Вид из нашего номера

Остальные брони делали уже по ходу путешествия, так как хотели оставить простор для маневра. Дело в том, что я прочитала перед трипом, что в районе Себу - Панглао дожди и сильные ветра. Ехать в регион с плохой погодой - такое себе развлечение (это я уже усвоила по ЮАР, где мы промахнулись с Дурбаном)) Поэтому основную часть маршрута оставили на потом и бронировали по ходу. Единственное "но": авиабилеты со временем дорожают, и важно успеть ухватить хорошую цену. В нашем случае она резко возрастала где-то за неделю до полета, так что мы успели. Ухватили не самый минимум, но зато убедились, что с погодой в выбранных нами точках все в порядке. Полет до Себу бронировали в Шереметьево, а на Палаван - уже будучи на острове Себу. Отели тоже пришлось бронить заранее, хотя обычно мы по Юго-Восточной Азии путешествовали, вальяжно букая жилье на следующий день в день предыдущий или вовсе по прибытии на место. Здесь отели уходили из-под руки так быстро, что мы не успевали нажать кнопку "Забронировать". Один раз мы даже остались с одним номером вместо двух (на этот раз мы путешествовали втроем - с нами была моя приятельница). Видимо, Китай окончательно пошел вразнос после пандемии))

Здесь, в бунгало в Моалбоале, мы жили втроем)

Китайцами мы как раз и летели. Уже опробованной нами в 2019-м China Southern. Сервис приятный, самолеты новые. Все плюшки в наличии: пледы-подушечки-наборы путешественника. А также вкусная еда и большой выбор киношек и других развлечений на индивидуальных мониторчиках. И неплохое вино-пиво среди напитков. Так что 8-часовой перелет до Пекина был необременительным. Тем более, что мы выпили по бокалу шампусика еще в аэропорту, оценив все прелести бизнес-зала Шереметьево. Думаю, будем использовать эту возможность и впредь - поесть в аэропортовом ресторане стоит не намного дешевле. А тут вся атмосфера прекрасно настраивает на путешествие, плюс неограниченное число подходов к шведскому столу и напиткам;) Можно хоть за полдня приезжать и кайфовать, наблюдая за взлетающими самолетами. Цена удовольствия, если не имеешь бизнес-привилегий - 2000 руб. (на февраль-2024).

Скромный обед в Шереметьево

В салоне самолета

Где-то над Китаем

В аэропорту Пекина запомнилась лаунж-зона в японском стиле с пагодами, музыкой, прудиком и деревьями на камнях. Был легкий минус, медленно падал снежок, и казалось, сейчас появятся Ума Турман и Люси Лиу из "Убить Билла", и Турман срежет Лиу полбашки...

Тот самый садик

Аэропорт Пекина

Шарики-фонарики

А это "любовь" на разных языках. На русском почему-то "любов"...

Но обошлось без кровавых побоищ в стиле Тарантино, и мы полетели дальше в Гонконг. Там было уже много теплее, мы даже попытались выйти в город. Однако в аэропорту это невозможно - вокруг стройка. Надо садиться в поезд и ехать до центра. Но это удовольствие мы оставили на конец путешествия. А сейчас поели дорогущего нудл-супа в аэропортовом фудкорте (Гонконг - самый дорогой город ЮВА, он дороже Сингапура, так что будьте готовы)) и полетели дальше. Уже гонконгским лоукостером. Последнее плечо - и встречай, Манила!

Манила

Туда мы прилетели уже вечером. Быстро проскочили таможню, для нас страна безвизовая на 30 дней. Забрав багаж, отправились решать проблему с наличными. Мы решили не экспериментировать с картой UP, а поменяли доллары, благо, в аэропорту Манилы курс самый комфортный чуть ли не во всей стране. Так что поменяли сразу крупную сумму, которой нам хватило на всю поездку. А внутренние перелеты и отели бронили в основном через трипдотком и платили в рублях или юанях. Кое-где удавалось расплачиваться картой - в основном, в крупных городах, в ресторанах и гипермаркетах.

Попытались вызвать такси через приложение "Граб", но, как я уже не раз писала, видимо, сферы влияния поделены, и приложухи в аэропортах не работают. Пришлось взять местного таксиста, который за 1000 песо плутал-плутал, но с горем пополам довез нас троих до арендованных апартов в кондоминиуме.

Кондо Air Residences был очень хорош. Двухкомнатные апарты на 53 этаже обошлись нам всего в 3700 рублей (!!!) на троих. Апарты, конечно, размером небольшие, но все необходимое в наличии: спальня, балкончик в умопомрачительным видом, кухонная зона, столик с диваном, ТВ и прочие блага.

Нам сначала постелили вот так, в "общажном" стиле, но мы затем разбились по комнатам

Внизу - бассейн, куча магазинчиков и кафешек. Зеленый внутренний двор, окруженный небоскребами. Удобно, романтично, современно. Ну, по крайней мере, нам так показалось. Там еще есть какие-то плюшки для проживающих, но мы на них не заморачивались - нам только переночевать. Заселились, сбегали в магазинчик - и ну пировать, отмечать свое лето среди зимы. И восхищаться видами с балкончика. Вид на бассейн, правда, вызывал мурашки))

Вид с нашего балкона

Утром мы встали в шесть часов, так как в два с небольшим должны были уже улетать на Боракай. А хотелось еще отхватить Манилы. И поехали мы на таксишке (на этот раз "Граб" сработал) до старого центра города - Интрамуроса. Называется он так, потому что расположен внутри защитных стен - "интра мурос". На на самом деле таксистов лучше ориентировать на кафедральный собор - там расположен вход в форт Сантьяго. А то привезут вас не туда, как сказал наш водитель))

Интрамурос возник в 16 веке, и во времена Испанской империи в него вмещался весь город Манила. Сейчас это малюсенькая часть города с сохранившейся колониальной застройкой и узкими улочками. Вся же Манила огромна и продолжает разрастаться, как и всякий мегаполис в современном мире, куда едут ловцы счастья.

В самом Интрамуросе сейчас наибольший интерес для туристов представляют большой готический собор, куда можно зайти, а также форт Сантьяго. Построен форт был в 17 веке испанскими конкистадорами, потом не раз захватывался последовательно англичанами, американцами и японцами (последними - во время II Мировой). Японцы натворили на территории Филиппин, как мы поняли, немало бед. Так, в подвалах форта были найдены во время II Мировой тела около 800 мирных жителей, в том числе женщин и детей. В тех самых подземельях размещены теперь фото и муляжи мучеников, а также захватчиков. А под белым крестом, возле которого теперь спит пес, покоятся останки тех несчастных.

Еще раньше народ боролся с испанскими колонизаторами. И в каждом городке и деревушке Филиппин стоят теперь памятники Хосе Ризалю, просветителю, писателю и поэту, боровшемуся с рабским сознанием филиппинцев и за их свободу. В форте Сантьяго его в 1896 году расстреляли, там же он провел последние дни.

Здесь Хосе Ризаль провел последние дни и был расстрелян

Несмотря на грустную историю, парк атмосферен, зелен и популярен у туристов. Из него открывается прекрасный вид на Манильскую бухту. Артефактов там мало, но погулять по форту и прилегающему к нему району вполне можно, чтобы составить впечатление о старой Маниле.

Ворота форта. Построена эта часть в начале 17 века

Старые казармы

Сторожевая будка

А вот и сторож. Есть просит)

Голубятня для диких голубей. Чтоб не гадили где попало. Очень хорошая идея)

Форт Сантьяго

В городе нам также был интересен парк Ризаля (расположен неподалеку) и Кокосовый дворец, но мы уже не успевали. А у Кокосового дворца, тем временем, интересная история. Он новодел, был построен по приказу жены диктатора Имельды Маркос к приезду Папы Римского Иоанна Павла II в 1981 году и обошелся казне и так небогатого государства в астрономическую сумму. Видимо, диктаторша хотела отмолить все свои бриллианты, яхты и шубы. А Папа, будучи человеком скромным, отказался жить в роскоши в то время, как страна прозябает в нищете. Тогда власти заявили, что, мол, и не к его приезду дворец строили, а просто как арт-объект. Кокосовый дворец и впрямь стал объектом притяжения туристов. Как знать, может, и отобьют они когда-нибудь 10 млн долларов, потраченные на его строительство. Теперь там - резиденция вице-президента Филиппин.

А мы - на трицикл (еле уместились втроем)) и к себе в кондо. По пути трицикл пришлось сменить на такси, так как оказалось, что в наш фешенебельный район рикш не пускают. Ну или это там так сказали, чтобы денежку стрясти)) Но трайсиклов мы там действительно не видели.

Манила сверху. Вид, опять же, с балкона

Далее мы отправились в аэропорт Манилы и перелетели на остров Катиклан. Вообще-то нам надо было на остров Боракай. Но дело в том, что курортный Боракай - всего 10 кв. км размером. Если расположить там аэропорт, то он займет пол-острова. И так туристы валят туда валом. Ей-богу, не знаю, как все умещаются на крохотном Боракае. А ведь там еще есть пустынные пляжи! Но об этом - далее.

А сейчас добавлю, что летали мы внутри страны, естественно, лоукостерами. На Боракай летели Air Asia (4500 руб. на человека). А далее летали бюджетным лоукостером Cebu Pacific. Стоимость билета на одного человека с багажом - 3500 - 6000 руб. Сервис и там, и там очень неплохой, самолеты новенькие. На "Пасифике" даже для пассажиров развлекательную викторину проводили за символические призы - мерч.

Люди живут прямо у взлетки. Жизнь в берушах...

Над Манилой

А это уже красотка из Cebu Pacific

Вулкан Тааль. Изначально мы собирались съездить к нему, благо, он расположен недалеко от Манилы. Но потом я прочитала, что вулкан извергался в 2021 году, и с тех пор доступ на сам вулкан-остров запрещен. Раньше он был покрыт зеленью, а озеро в кратере было бирюзовым. И можно было прямо к нему спуститься. Кто-то даже пытался купаться. Сейчас озеро стало ядовито-серным, а склоны, как видите, превратились в пустыню. Вокруг вулкана катают на лодочках, но это уже не то. Так что мы решили день не терять, и все равно увидели эту красоту с высоты. Кстати, это вулкан в вулкане. Озеро, в котором он расположен - древняя кальдера давно потухшего великана.

Еще немного Манилы:

Дворец губернатора

И парк при нем

Лачуги. Мы понадеялись, что это лишь временное пристанище рыбаков. Хотя кто знает...

Муж и сторож)

Колониальный стиль

Филиппинская Джоли?)

Стрижка травы "под ноль"

Портрет в зеркале нашего кондо

Боракай

Как уже говорилось, самолеты туда не летают, так что прибываете вы на соседний остров Катиклан и приземляетесь... ну, почти в море. Взлетная полоса - практически на самом краю.

Далее доставка вас к месту пребывания трехступенчатая: трицикл до порта - паром до Боракая - джипни (маршрутное такси) до отеля. Филиппинцы всю эту логистику оптимизировали, дабы туристы не толпились и не путались. Прямо в аэропорту вы попадаете в добрые руки муниципалов, которые берут с вас сразу за три "плеча". В нашем случае это стоило 800 песо на человека, так как отель был на другом конце острова. Возможно, мы сэкономили бы какие-то копейки, если бы покупали все отдельно. А может, и нет - Боракай остров недешевый. Во всяком случае, мы потеряли бы время. А это в путешествии самое ценное. Так что мы с ветерком домчали до нашего отеля и быстро разместились.

Номер был точно такой, как в описании бронировщика. Вот за что люблю "западный" подход - за точность и аккуратность, не раз об этом писала. "Савой" - сеть международная с французскими корнями. Очень достойный сервис. Всячески рекомендую! Рум тур будет чуть позже.

В нашем распоряжении оказался номер с панорамным окном, смотрящим на море и рассвет. И я, чучундра, лучший рассвет в своей жизни проспала! Нет бы завести будильник, и в один из трех дней, которые мы провели в "Савое", посмотреть на роскошный рассвет, прямо не вставая с постели. Нет, я только в последнее утро приоткрыла глаза, щелкнула сумасшедшие краски и вновь заснула. Корю себя до сих пор.

То самое единственное фото)

В отеле все было безупречно: сам номер с большим балконом, выходящим на море и гольф-поле соседнего отеля. Бассейны с джакузи и баром. Ресторан, где мы завтракали (очень достойный шведский стол). Несколько магазинчиков, где можно затариться всем нужным и ненужным. Собственный пляж с кафешками и сувенирными лавочками... До центра Боракая и Белого пляжа каждый час или даже чаще возил бесплатный шатл. А само побережье Newcoast, которое только начинают застраивать фешенебельными отелями, немноголюдно и живописно. Джунгли, поющие птицами и цикадами по ночам, почти пустынные пляжи Илиг-Илиган и дырка в горе Keyhole, хорошо видная из нашего номера и, видимо, как и в Китае, священная)

Единственный минус этого побережья - частые и довольно сильные ветра. В нашем случае тихим был только первый вечер, а затем ветер прогонял нас с пляжа и не давал посидеть на балконе - все сдувало. Но, говорят, в высокий сезон, который на Филиппинах начинается в марте и длится по май, ветра там стихают. Может быть, мы были в конце февраля, чуть до высокого сезона не дотянув. Не хотелось нам быть затоптанными толпами людей)

По приезде мы еще даже успели окунуться в море, пока охранник нас не заметил и не попросил выйти - пляжи закрыты после заката.

Тогда мы переоделись и вернулись в одну из пляжных кафешек, где нам вкусно приготовили рыбу и креветок (особенно удались butter/ garlic). Вино мы купили в 7/11 рядом с нашим отелем - работники кафе были не против, если мы "со своим". Хотя рядом была точка продажи алкоголя, но дороговатая.

И мы под шум прибоя сели праздновать день рождения... нет, целый юбилей Яны, который случился как раз в этот день (работники отеля тоже быстренько подсуетились и организовали украшение номера и тортик). А заодно мы с мужем отпраздновали и свои юбилеи, которые были раньше. А почему нет?

Это филиппинское ноу-хау - фотографировать через заляпанный пластиковый цилиндр. Типо, круто)) Стильно, модно, молодежно

Рядом веселились компании филиппинцев... И мы сошлись во мнении, что такое отмечание юбилея гораздо лучше всяких пафосных бОнкетов в ресторанах, где хорошо гостям, но отнюдь не юбиляру))

Тортик съели, уже сидя на балконе и слушая джунгли. А на завтра наметили безудержное, разухабистое купание в океане и релаааакс.

Правда, долго чилить на пляже мы не смогли - пошли к дырке в скале, Keyhole. Потом мы с Яной решили сплавать на дальний пляж, потом поныряли-поснимали... В общем, релакс опять не состоялся. Зато безудержное купание в океане - done!

После обеда мы перебрались на шатле на White beach... и поняли, что это то место, где мы хотим быть. Водичка - сумасшедших оттенков. Краски - огонь! Надвигающаяся гроза придала им еще больше яркости. К счастью, дождь пощадил нас, пролившись над Катикланом. А мы облазили весь Willy's rock и пошли дальше по берегу в поисках самых красивых мест на острове и вообще, всего интересного и экзотического.

Встретили очень красивую свадьбу и долго вторили ее фотографу)

Дошли до уютного Dinivid beach.

Там, возле этого пляжа, на холме стоит заброшенный отель West Сove. Я прочитала, что до 2018 года он работал и, по отзывам людей, встреченных на побережье, был одним из самых фешенебельных в тех краях. Не знаю, как насчет фешенебельности, но вид из него открывался, должно быть, прекрасный. Однако хозяин отеля пожадничал, допустил какие-то там вольности с заповедной землей острова... Или, может, кому-то из власть имущих дорогу перешел... В общем, отель принудительно закрыли, и теперь он ветшает. А в береговых беседках бухает местный "бомонд". Жаль, неплохое было местечко.

Мы добрались до заброшки в третий вечер, а сейчас просто пофототали ее на расстоянии. Ее выдающийся в море пирс (а скорее всего, это была площадка для созерцания заката и танцев или что-то вроде) стал интересным фотообъектом.

Остаток вечера мы провели в случайно найденном и очень хорошим по соотношению"цена - качество" ресторанчике Sur. Филиппинская кухня + мексиканские коктейли = Аррива!))