Филиппины, часть 2: Панглао - Бохол - Палаван. И немного Гонконга

Февраль - март 2024 года

Продолжение рассказа о нашем путешествии по маршруту: Москва - Манила (через Пекин) - Боракай - Себу - Панглао - Бохол - Палаван - Себу - Гонконг

Итак, мы приехали на остров Панглао, чтобы оттуда съездить на соседний остров Бохол - смотреть чудеса, таящиеся в джунглях. Логично? На самом деле, да. Сейчас расскажу, почему. Уже упоминала об этом в прошлом рассказе, но еще раз: на Бохоле трудно снять жилье. Возможно, там его сдают, но для того, чтобы это узнать, нужно взять в аренду авто и поездить по острову. В бронировщиках мы ничего не нашли, поэтому не стали терять времени и поехали на Панглао - мини-остров-курорт.

На Панглао мы сторговались с местными ребятами, держащими турконтору, и заполучили водителя с кондиционированным авто на целый день за 1000 песо на троих. Торг проходил таким образом. Филиппинец: 1500. Мы: а мы уже видели за 1000, пойдем искать) Филиппинец: ок, 1000. Дешевле найти не удалось, да мы и не стали искать. Маршрут у нас был составлен довольно длинный, а бензин на Филах недешевый, так что дешевле только на трицикле, закрывая уши коленкамиlaughing

Маршрут поездки на Бохол:

Шоколадные холмы

Долгопяты

Man-made forest

Круиз по реке Лобок (изначально не собирались, но водитель предложил - мы не отказались)

Водопад Кавасан

Пещера Хинангданан

Долгопят

Изначально мы собирались на самый крупный на Бохоле водопад - Кан Умантад (Can-Umantad Falls). Там же неподалеку рисовые террасы Пилар. Но водопады - совершенно вне нашего основного маршрута, и водитель сказал, что все задуманное мы в один день не охватим. Мы же на следующий день улетали на Палаван, поэтому заменили водопад на Кавасан. Он на маршруте и не менее красив. К тому же там совсем нет туристов. Но об этом позже.

Итак, с утра приехал наш водитель-гид Лонгске. который оказался по совместительству популярным местным блогером, а потому постоянно пилил в Facebook видосы с нашим участием. Честно говоря, немного смущало.

В остальном парень оказался знающим и проворным, так что услышите это имя - можно брать))

Шоколадные холмы, долгопяты, круиз по Лобку и т.д.

Правда, к Шоколадным холмам Лонгске нас сначала подвез со стороны, где туристов сажают на квадрики и багги, и они послушной цепочкой катятся до самих холмов. Нас это дорогое и попсовое развлечение не сильно заинтересовало, чему Лонгске очень удивился. Ну вот такие мы забавные зверюшки)

Подвез к главному входу, к кассам и лестнице, ведущей на один из холмов. Я читала в инете, что есть "народная тропа" на бесплатный холм, но Лонгске ее не знал, у него все официально. Он, видимо, доселе возил только тех туристов, которые чинно фотаются во всех нужных локациях и позволяют себя разводить на все фишки, придуманные местными. Мы, видимо, были первыми строптивымиwink

Шоколадные холмы - одна из главных достопримечательностей острова Бохол (или Бохоль, как произносят его название местные). Они правильной конусообразной формы и рассыпаны по поверхности острова, как кротовые норы по огороду. Только сверху отверстия нет. Холмы покрыты яркой зеленью, но в сухой сезон постепенно коричневеют - за то и были названы Шоколадными. Похожи на гигантские трюфели. Собственно, и название к холмам приклеилось, когда один американский турист сравнил Кармен хиллс (оригинальное название холмов) с конфетками Hershey’s Kisses.

Подобные холмы есть и на Себу, но несколько другой формы. На Бохоле холмы идеально округлые и, несомненно, красивее.

Об их происхождении спорят до сих пор. Но порода явно - карст, который и подвержен наиболее причудливым выветриваниям. Видимо, ветра-ювелиры распределены так равномерно по сезонам, что "облизали" холмы со всех сторон, и получилась такая красота.

Есть также вулканическая версия и версия о коралловых банках, почивавших на дне древнего моря, а потом оказавшихся на поверхности и доработанных теми же ветрами. Последнее может быть, так как окаменелостей там находят много. А вот вулканы вряд ли тут побывали.

Как бы то ни было, холмы очень красивы и посмотреть на них точно стоит. А мы - дальше, к долгопятам-тарсиерам.

Я еще уговорила сфоткаться местного полицейского. Он сначала жутко смущался, но сфотографироваться согласился)

В мини-заповеднике Philippine Tarsier and Wildlife Sanctuary in Corella, Bohol живут всего восемь долгопятов. Не знаю, почему так мало, вероятно потому, что каждому малышу нужно личное пространство, чтобы развернуться. За каждым лупоглазиком приглядывает специальный работник или волонтер. Днем, когда рехаб открыт для посетителей, они стоят возле дремлющих долгопятов, следя, чтобы тех не дергали за хвосты. Одновременно служащие показывают, где притаился тарсиер, а также делают фото-видео для желающих. Им можно дать небольшую денежку за услуги. Впрочем, они не настаивают.

Несколько любопытных фактов о долгопятах:

• Это не лемур и не галаго. Долгопят - самая маленькая обезьянка в мире.
  • Она - существо ночное. Днем отсыпается, а вот ночью очень даже резва.
  • Питается насекомыми, ящерицами и вообще, всей живностью, которую сможет проглотить маленький ротик. Сам долгопят - с хомячка размером.
  • Товарищ достаточно прыткий: может прыгать на 2 метра в высоту и на столько же в длину. Видимо, потому и нужно лично пространство)
  • А вот если его напугать, может отцепить лапки, упасть с ветки и… разбиться. Самоубивается… Тонкая душевная организация...
  • Не падайте, но долгопятов истребляют люди (а кто же еще) из-за… их мяса. Видимо, пафосные товарищи хотят деликатесинку, и дорогие рестораны хорошо платят за малышей. Поэтому долгопяты, как и многие виды животных на Земле (кроме человека), признаны исчезающими.
  • Водятся они в ЮВА. В основном, на Филиппинах и в соседней Индонезии.

Умиляемся до слез, переходя от долгопята к долгопяту. Все они дремлют, открывая и закрывая свои бездонные, как Марианская впадина (которая, кстати, недалеко от Филиппин) глаза. Умиляемся настолько, что беспрекословно идем покупать сувениры в историческом месте. Сумки, майки, магнитики - все с долгопятами))

Фазы открывания глаз долгопятика:

Едем дальше! По пути гид завозит нас в man-made forest. Такая "проходная" достопримечательность. В смысле - останавливаемся ненадолго и едем дальше. Этот рукотворный лес был посажен после очередного тайфуна, уничтожившего прежние насаждения. Вырос вот такой красивой аркой.

Далее по курсу - круиз по реке Лобок. Изначально мы на него не собирались, но уже хотелось есть, надо все равно было искать ресторан, и Лонгске предложил: а почему бы вам не совместить приятное с полезным? Круиз включает в себя шведский стол, поездку по живописной реке (1, 5 часа где-то), посещение декоративной деревни и живую музыку на борту. Нуууу... да, почему нет?

Видео из круиза - в ролике в начале рассказа

Билет стоил что-то около 800 песо на одного, напитки - за отдельную плату. Шведский стол был очень интересный - что-то филиппинское, что-то корейское, что-то китайское или японское - дань туристам, чаще всего посещающим эти места. Мы были единственными европеоидами этого круиза, впрочем, на это никто не обращал внимания. И это хорошо.

Река действительно очень живописная, музыкант играл приятную музыку... Мы даже подпели Country roads и что-то еще... Декоративное племя ати не впечатлило: смешные люди в набедренных повязках изрыгали огонь и корчили рожи для фото)) Думается, лучше тут было показать реальную жизнь реально существующего племени ати. Не современную, а традиционную. Как это делают масаи, например.

Поэтому я сосредоточила свое внимание на ребятишках ати, которые с невероятной ловкостью лазали по пальмам и прыгали с них в воду, опьяненные всеобщим вниманием. Ну и мелкой денежкой от туристов. Но внимание, мне кажется, тут было на первом месте.

Прибыв на пристань (кораблик делает круг по реке), мы воссоединились с Лонгске и продолжили путь.

Водопад Кавасан (на самом деле Кавасанов на Филиппинах много, так как слово это означает "каскад"). Ранее это местечко было туристическим, и сюда даже продавали билеты. Но тайфун 2021 года разрушил и билетные кассы, и ресторанчик, и беседки... И туристов сюда возить перестали. Ездят только такие отщепенцы, как мы с Лонгске - кто знает о водопаде. Ну и местные жители - на пикник. Зато теперь к водопаду можно попасть совершенно бесплатно - надо лишь пройти от шоссе через живописные джунгли.

У водопада, пока я переодевалась в кустах в компании ядовитых пауков, мужа угостили кокосовым вином. Попробовала и я - похоже... на терновое вино, что ли... Необычный вкус. Говорят, после употребления час не рекомендуется пить воду - иначе можно засесть в кустах с поносом.

Мы с Яной нырнули в природную чашу, образовавшуюся у водопада. В дождливое время Кавасан действительно представляет собой каскад-лошадиный хвост. Мы же увидели жемчужные слезы. Зато как приятно было подлезть под эту капель и почувствовать энергетику природного потока. Повторю то, что говорила не раз: люблю водопады, это для меня места силы. Подзаряжаюсь от них.

А ребята отваживаются прыгать со скалы и карабкаться по мокрым камням - те еще развлечения

Последним пунктом нашего однодневного трипа была пещера Хинангданан, расположенная недалеко от нашего Алона бич. Если не заморачиваться на длинную поездку, туда можно запросто доехать на трицикле. А мы логично завершили ею нашу поездку по Бохолу.

Пещера представляет собой закрытый сенот, похожий на те, что мы видели на Юкатане. Вода теплая и... несколько вонюченькая, так как в пещере масса летучих мышей. Мексиканские сеноты были, несомненно, чище. Но сталактиты, сталагмиты и прочие атрибуты присутствуют, так что пещеру можно смело посещать. Вход стоит какие-то копейки, не помню точно, сколько.

Видео из пещеры - в ролике в начале рассказа

У пещеры можно купить фрукты и сувениры по хорошим ценам - одним из лучших в тех местах.

Еще немного фотовпечатлений от поездки (еще больше их в фотоальбоме):

Река Лобок

Водопад Кавасан

Местные жители устраивают там пикники

Съел что-то не то?)

Гид Лонгске ведет нас через джунгли

В пещере Хинангданан

Вернувшись, мы еще раз прошлись по берегу Панглао, накупались, любуясь закатом... А вечером устроились на пикник с пивом и вкусняшками. Это был наш последний вечер здесь - назавтра мы уезжали на остров Палаван. А сегодня любовались Южным Крестом, созвездием, которое, как выяснилось, видно и в Северном полушарии - в экваториальной его зоне.

Вечерний Alona beach

И он же на закате

Панглао - остров контрастов. Хижины и дворцы - прямо через дорогу друг от друга. Впрочем, как и у нас)

Гибискус

Палаван

Следующий день обещал быть тяжелым. Дело в том, что мы запланировали перелететь на остров Палаван и сразу добраться до конечной точки, деревеньки Эль Нидо, являющейся своеобразными воротами в одноименный архипелаг. Про него еще расскажу, а пока о том, почему планировался тяжелый день.

Пляж Эль Нидо

Чтобы добраться из той точки, в которой мы сейчас находились, с Алона бич острова Панглао, до Эль Нидо, надо было сначала доехать на трицикле или такси до порта Тагбиралан, куда мы уже прибывали с Себу. Затем сесть опять на паром Oceanjet и добраться до порта острова Себу. Оттуда доехать на такси до аэропорта. Дождаться своего рейса на остров Палаван и часок побыть в воздухе. Затем, в аэропорту главного города острова, Пуэрто-Принцесы (именно так это название пишется, с одним «с»), найти автобус или маршрутку, которая довезет нас до Эль Нидо, крайней точки райского острова. И еще шесть часов в пути до заветной деревушки, в которой мы уже забронировали какое-то жилье.

В самолете Sebu Pacific

Аэропорт Палавана: багаж приезжает вам по креативно оформленной ленте)

Собрались с силами, взвалили рюкзачки, поехали. Путь оказался вполне приятным, хотя, естественно, уже к Пуэрто-Принцесе мы сильно подустали. Но маршрутку нашли быстро – точнее, маршрутчики нашли нас сами. Мы не стали искать автобус, хотя были наслышаны, что ехать в нем комфортнее, чем в минибасе, который набивают пассажирами под завязку. Зато автобус едет дольше, поскольку громоздкий.

Боевой (с виду) петух, встреченный по пути. На самом деле, не знаю, участвует он в боях или нет, знаю лишь, что петушиные бои на Филиппинах распространены, как и во многих странах ЮВА.

Вот такой бесплатный общественный туалет был на одной из санитарных остановок. С выдумкой, чисто, красиво

6-часовая поездка в минибасе обошлась нам в 1200 песо на всех. Нельзя сказать, что она была невыносимой – тесновато, конечно, но зато мы посмотрели весь остров по пути, а заодно пообщались с британцем Шоном. Родители темнокожего парня – родом с Ямайки, но он родился уже в Великобритании, живет в городе Регби, где был изобретен одноименный вид спорта. И вот, путешествует по миру, как и многие европейцы. Шон рассказал о своем маршруте, мы – о своем. Поделились деталями и лайфхаками, поговорили о предыдущих трипах и вообще, за жизнь. Польстило, что Шон сказал нам в конце: "Как интересно вы живете!" В смысле, мы сами, а не в масштабах страны) Стараемся изо всех сил, сказали мыlaughing

Шона мы еще раз встретили в Эль Нидо, на пляже Накпан

По пути минибас делал две санитарные остановки - одну покороче, а одну подлиннее, так что можно было поесть, а заодно пообщаться с кроликами и сфотографироваться в атмосферном местечке.

Беги, пацан! Тебя сожрут!!

Яна в атмосферном местечке

В Эль Нидо мы приехали уже в полной темноте. Темнеет на Филиппинах, как и везде в экваториальных широтах, в 6-7 вечера. Собрались с последними силами, пошли искать свой гест. По пути в лавочке затарились чем-то на поужинать (искать ресто не было уже сил). Гест RedDoorz @ Lualhati Garden Cottage оказался на наш уставший взгляд вполне приемлемым - не "Савой", конечно, но и не самый худший вариант. К тому же расположение - оптимальнейшее, близко от пляжа, торговых улочек, вокзала, но и не слишком шумно. Рядом - очень живописная гора-стена.

Ресепшионист торжественно повел нас показывать номер. Открывает дверь... тадам! А там бардак полнейший, постельное белье комом... Он - ой! Номер не успели подготовить... Минутная заминка - давайте, я покажу вам другой. И приводит нас в семейный номер с четырьмя кроватями и небольшой верандочкой для посидеть. Яне достался "ее" номер - тот, который она заказывала, он был подготовлен к приезду. А нам мальчик пытался сказать, что завтра "наш" номер уберут, и мы переедем. Неееет! - сказали мы. Нам нравится этот, мы его берем) "Ну ок", - обреченно ответил парень. Сами виноваты) Тот номер, к слову, был расположен где-то под лестницей, темный и довольно тесный. Так что у нас вышел автогол... автоапгрейдwink

Помимо двух основных кроватей в номере была двухъярусная. Не очень уютно, но на переночевать  - самое то.

К тому же была вот такая личная верандочка

Дальше по курсу - номер Яны

Утром, когда мы проснулись и пошли завтракать в местную кафешку, мы поняли, что в финале трипа оказались там, где хотели бы остаться навсегда.

Если бы у нас был солидный банковский счет или недвижимость в мегаполисе)) Великолепные карстовые скалы, устремившиеся в ярко-синее небо. Нежно-голубая лагуна с покачивающимися на волнах лодочками. Бунгало с колышущимися занавесками, уютно расположившиеся на холмах. Красивые загорелые люди, пьющие свой утренний кофе... Да, Эль Нидо, ты снишься мне до сих пор.

Один из островков архипелага

На самом деле, нашей целью здесь был не сам поселок, а архипелаг Эль Нидо - россыпь островов и островков в Тихом океане. На многие из них даже нельзя высаживаться - они частные или заповедные. Люди с тугими кошельками серфят по ним на личной или арендованной яхте/ катере. А для бекпекеров вроде нас предусмотрены однодневные туры по четырем маршрутам - A, B, C, D. Мы выбрали А и С - как самые красивые по отзывам уже побывавших там. У нас как раз было три полных дня в Эль Нидо. Один мы решили посвятить исследованию самого местечка и релаксу, а два других - island hopping, как это здесь называют. Скаканию по островам)

Такими вывесками просто-таки пестрит Эль Нидо

Вначале подумывали было арендовать личную лодочку на троих, но цена оказалась такой, что мы раздумали. 13 000 песо против 3000 (нам скинули 200 песо с человека от начальной цены) на троих. Название конторы, в которой мы покупали туры, на фото. Вполне достойная и делает приятные скидки.

А в первый день, сидя в кафе и жуя свой континентальный завтрак (кофе, сок, тосты с джемом/ медом, фасоль и яичница с беконом), мы раздумывали, куда бросить свои кости.

Небольшое лирическое отступление, о кофе: если вы хотите привезти домой хороший кофе, то вам точно не на Филиппины - его там нет. Равно как трудно найти приличный кофе в кафешках. Идите на запах - кое-где он все же имеется. Там, где есть хорошие кофемашины и привозные зерна. Но, учтите, этот кофе недешев.

Итак, какой пляж выбрать в Эль Нидо. Мы почитали в сети и поговорили с бывалыми "эль нидистами". Из всех названных пляжей как-то особняком встали:

- Лас Кабанас - там, как говорят, не очень удобный заход в воду для простых купальщиков. Зато рифы красивые.

- Накпан - он расположен примерно в 20 км от Эль Нидо, надо ехать на трицикле. Но зато его рекомендовали как лучший пляж в тех местах.

Можно было остаться на пляже в самом поселке - кстати, он вполне приятный. Но с утра там очень много народу и лодочек island hopping, так что лучше либо дождаться их отъезда, либо отправиться, как мы, на Накпан)

Трицикл нам обошелся в 1200 песо туда и обратно. Больше скинуть не удалось - далеко. Зато парень ждал нас почти до заката. А мы провели на Накпане незабываемый день. Подтверждаю - пляж дивно хорош. А еще поблизости имеется коралловый сад... Я такого еще не видела нигде. По разнообразию и красоте кораллов он - №1 в моем личном списке. А вот живности там не очень много. Но обо всем расскажу по порядку.

Да, пляж Накпан превзошел все ожидания. Немноголюдный, широкий и очень красивый. А из воды не хотелось выходить ваааще - бирюзовая, теплая, кристально прозрачная... Но разве мы усидим на одном месте... Муж остался чилить, а мы с Яной подхватили маски-трубки и пошли исследовать окрестности.

Водичка Накпана

Муж, вроде, чилит... Но лицо какое-то недовольное))

План был заплыть к соседнему острову и исследовать, нет ли там чего-то интересного в морских... нет, океанских глубинах. Но вначале мы прошлись по окрестностям Накпана, поплавали с одной стороны от узкого перешейка (в бухточке, где стояли рыбацкие лодки, вода, по ощущениям, была сорокаградусной))

Рыбацкая часть Накпана

Пальмовая роща

Бухточка с горячей (местами) водой и очередным камнем с дыркой

А затем двинулись к острову. Он был недалеко, но высаживаться на него, судя по всему, было нельзя - стояла вывеска "Частная территория" и сидел на камне парень, угрюмо следивший за нами взглядом. Но мы на остров и не собирались (хотя, не скрою, интересно было полазить), нас больше всего привлекали подводные сокровища, скрытые в его окрестностях. Кстати, не только нас - мы видели пару подплывших лодок с туристами. Но они как-то быстро куда-то ретировались, и мы остались одни в уже упоминавшемся роскошном коралловом саду. Дыханье от восхищения перехватывало регулярно.

Вернулись мы уже на закате. Муж как раз наигрался с телефоном в преферанс) Мы хотели было встретить закат на пляже - оттуда он как раз был бы виден, да наш водитель заупрямился, сказав, что в темноте не поедет. Логично, так как дорога там местами в горку - с горки, можно и в кювет слететь. Видео по дороге я снимала, сидя, как птичка на жердочке) Но не свалилась - и это уже хорошо.

Заката в тот день не получилось, так как бухта Эль Нидо загорожена скалами. Но зато получились: покупка тура А на завтра, приятный ужин на втором этаже кафешки в этническом стиле и прогулка по берегу. И - спать, завтра - island hopping!

Туры А и С по островам архипелага Эль Нидо

Не буду расписывать, как мы дружной компанией в составе человек 15 и собачки кочевали по островам, остановлюсь лишь на стандартной компоновке группового тура и самых интересных местах туров А и С.

Маршруты крутятся вокруг самых красивых островов архипелага (из тех, на которые дозволено высаживаться) - Минилок и Матинлок. Групповой тур означает, что вы делите лодочку с десятком-другим таких же любителей красоты и приключений. Нас это не напрягало. Попутчики нам оба дня доставались очень даже приятные и нешумные)

Вот эта семья филиппинцев была с нами оба дня. Собачка -только один)

Гиды коротко рассказывают о местах, куда вы прибываете, а также могут снабдить вас снаряжением для снорклинга. В одном из видовых местечек накрывается стол для пикника. В нашем случае это был шведский стол со множество фруктов, морепродуктов, моим любимым жареным цыпленком (в ЮВА он получается божественно)... Из напитков были кола и вода. Плюс вокруг сновали лодочки с кокосами, пивом и мороженым.

Плывем на ланч!

Что касается уединения: в этих турах его практически нет, да и не предполагается. Если вам хочется тотальной нирваны и единения с природой, надо, повторюсь, нанимать отдельную лодочку или находить отель/ гест на одном из островков архипелага. Предположу, что они недешевые.

Какой-то уединенный отель

А нам было весело в хорошей компании

Теперь о самых красивых местах туров А и С:

Пляж 7 коммандос - первая остановка. Народу там многовато... и все же местечко атмосферное. По легенде, туда высадились американские коммандос - и не захотели уезжать из этого рая. Впрочем, коммандос мы там не встретили. Но и без них было многолюдно. Капитан нашего кораблика почему-то порекомендовал оставить принадлежности для снорклинга на борту. Я оставила и пожалела - на пляже отличные условия для этого занятия.

Ждем нашу лодочку

Поехали дальше!

Пляж Payong-Payong (Минилок). Название пляжика переводится как "зонтик". Это потому, что острые скалы напомнили местным жителям парасольки. Как раз на этом острове мы пикничили. Очень красивое место. Кораллы есть, но их немного. Впрочем, посноркать можно.

Видимо, именно эта скала, напоминающая зонтик, дала название пляжу

А еще там есть вот такие пустынные мини-пляжики

Муж в ожидании ланча

А я пытаюсь изобразить принцессу Диану на ее знаменитом фото на яхте))

Секретные лагуны. Их в двух турах было две. По красоте, несомненно, выигрывает та, что в туре С. Первая - просто грязноватая теплая лужица с видом на скалы и свисающие драцены. А вот вторая лагуна (Матинлок) - целое приключение, плывешь к которому через голубую дыру с качающимися в глубине рыбками. И сама лагуна хороша и живописна. Отдаю пальму первенства ей.

Плывем к первой секретной лагуне

И на камнях растут деревья

К входу в "первую" секретную лагуну выстроилась целая очередь

А вот во вторую мы попали как-то без толкотни

Стена из скал окружает секретную лагуну на острове Матинлок

Несекретные лагуны. Просто лагун, не секретных, в двух турах было тоже две. А вот здесь мне лично больше зашла та, что в туре А. Большая лагуна, куда мы отправились на каяках. Может, потому, что мы туда прибыли в числе последних, и народу там практически не было... Может, потому, что мы приплыли на закате - но это место запомнилось особенно. Невероятные карстовые скалы, покрытые буйной растительностью. Птицы и рыбы ярких расцветок... Мы словно попали в "Таинственный остров" Жюль Верна. Тихо струится бирюза воды под кормой... И мы одни.

Там у меня сел телефон, так что фото-видео будут попозже)

Во второй лагуне на следующий день народу было много, и это, конечно, смазало впечатление. Хотя Matinloc shrine, несомненно, очень яркое местечко. А мы, честно говоря, профакали там самое интересное. На берегу находится бывший монастырь, построенный то ли богатым филиппинцем, то ли американцем, который был смертельно болен, но таким образом надеялся искупить свои грехи... Так или иначе, фокус не удался, и монастырь был заброшен. И стоит он сейчас в сказочно красивой лагуне и постепенно разрушается. От него ведут ступеньки к смотровой площадке, куда можно подняться совершенно бесплатно. Бесплатно можно осмотреть и саму заброшку, включая ротонду со статуей Девы Марии и скульптуру Иисуса Христа в природной нише... Вот только мы ничего из этого не увидели.

А вот что мы увидели

Цвет воды совершенно нереальный!

То ли мы прослушали гида, то ли увлеклись природными красотами... но до берега мы на каяках не догребли, а просто покатались по лагуне и за ее пределами. Честно говоря, мне показалось, что на берегу какой-то отель на частной территории. В общем, как говорится, shit happens) Может, когда-то еще вернемся, заглянемwink

И последнее, что покорило мое сердце - Helicopter island, или остров Дилумакад. Первое название было дано, сами понимаете, за сходство с хеликоптером, или вертолетом. Мне он больше напомнил мультяшного кита)

Так вот, на этот остров мы прибыли под занавес второго тура (С), и это сыграло решающую роль. Солнце безумно красиво подсвечивало воду, делая пейзажи словно сошедшими с полотен импрессионистов. Народ, уставший от "скакания по островам", сосредоточился вблизи от лодочек, а мы ушли в конец длинного пляжа. И это было "Возвращение в Голубую лагуну", девственную, прекрасную, безлюдную. Оставила там частичку своего сердца. Вместо тысячи слов - тысяча фото) Больше их - только в фотоальбоме.

Наша лодочка

В последний вечер в Эль Нидо мы после возвращения с маршрута С не упали лапками вверх - нас понесло в ту часть поселка, в которой мы еще не были, на пляж Коронг-Коронг.

Путь лежал через пальмовую рощу

Коронг-Коронг

Интересно было на него посмотреть, так как я изначально пыталась забронить жилье там, но показалось, что пляж далековато от цели нашего путешествия. На самом деле он близко и от пристани, и от центра поселка, и в то же время довольно уединен, так что жить там - одно удовольствие. Вдоль пляжа расположены не самые дешевые, но очень живописные отели с бунгало и коттеджиками. Место медитативное и очень живописное, что, думаю, видно на фото. Так что если вернемся в те места - только туда!

Мы нашли кафешку, где не засели - залегли где-то на час, а то и больше. В принципе, там можно было медитировать весь вечер. Атмосфера тому способствовала. Инди-музыка, поющие чаши, шезлонги и кресла-мешки... Не самое дешевое местечко, но ооочень в нашем духе. Посетители - бэкпекеры, богема и культурные хиппи со всего мира.

Мы с Яной проболтались на Коронге до позднего вечера, бродя по берегу и по территориям отельчиков, откуда нас никто не гнал. Муж ушел чуть раньше и умудрился найти водителя, который обещал отвезти нас завтра в Пуэрто-Принцесу по цене маршрутки - за 1200 песо. Это в кондиционированном авто. Если нужен телефон, пишите в разделе "Тревел-консультация" - пришлю совершенно бесплатно. Правда, водитель чуть покапризничал в конце, и мы накинули ему 100 песо. Но это такие мелочи, что и упоминать глупо. А так довез, как обещал - быстро, с комфортом и бюджетно. Об этом далее.

Возвращение в Пуэрто Принцесу и вылет домой

Пора уже заканчивать этот рассказ, так что ускоряюсь!

Водитель прибыл за нами вовремя и с ветерком домчал на комфортной машине с кондиционером до Пуэрто Принцесы. С утра мы еще успели сходить искупаться и пообещали себе, что если вернемся на Филиппины - то только сюда!

В пути водитель сделал одну санитарную остановку на перекус-туалет в том самом атмосферном местечке с кроликами, в котором останавливались на пути в Эль Нидо. Мы загрузили в себя милкшейки, попрощались с кроликами и поехали дальше.

Так как в Пуэрто мы жили не у автовокзала, водитель начал ныть, что за такую цену, как он озвучил, он поедет только до вокзала, а дальше - больше. Разошлись шуткой: муж сказал, вот тебе 100 песо на пиво, а вот мне. Рассмеялись, распрощались.

Отель нам попался очень живописный: с причудливыми инсталляциями и фигурами и дерева и других материалов, утопающий в зелени и имеющий свой бассейн с pool-баром. И ресторанчик свой имелся с неплохим выбором локальных блюд. Так что рекомендуем - Deep Forest Garden Hotel, название соответствует содержанию.

После обеда, переходящего в ужин, мы пошли изучать окрестности на предмет наличия пляжа (так как в бассейне уже плескались люди). Честно говоря, Пуэрто Принцеса (на следующий день мы объехали ее практически всю) - это большая деревня, а никак не главный город острова. Если честно, Эль Нидо попрезентабельнее будет. Так что мы нашли: рыбный рыночек, футбольную площадку, утлые домики и никакого пляжа.

Но искупаться хотелось, поэтому мы пошли по навигатору, который утверждал, что неподалеку пляж все-таки есть. Прошли аллею махагони, свернули в какой-то переулочек... В конце концов мы пришли в тому, что назвалось пляжем. А оно было еще и платным! Благо, мы уговорили девушку пустить нас за так: нам только посмотреть! Грязь, вонь, спящие собачки... В этих неприглядных декорациях местные, видимо, снимают беседки и пикничат. Возможно, даже купаются. Как говорится, свое не пахнет...

Мы купаться там побрезговали, но природа в компенсацию подарила нам чудеснейший закат, коим мы не преминули насладиться. А затем, прикупив в ларьке местного рома, пошли в отель ужинать и наслаждаться жизнью.